Стоимость перелета по России в экономическом классе в расчете на 1 тыс. км пути в августе 2023 года составила 6556,21 руб. Это на 1083 руб. меньше, чем было в июле, — максимальное снижение в денежном выражении между двумя месяцами, следует из данных Росстата. Тем не менее стоимость перелета в последний летний месяц стала максимальной для августа с 2011 года. Предыдущий рекорд ведомство зафиксировало в августе 2010-го — 6892,51 руб.
По информации сервиса «Яндекс.Путешествия», средняя стоимость авиабилета по России, купленного в августе, сократилась на 2030 руб., до 13 650 руб. в обе стороны. Стоимость авиабилетов туда-обратно на внутренние рейсы составила 15 690 руб., что на 7% ниже уровня июля, приводит свои данные управляющий директор агентства делового туризма «Аэроклуб» Юлия Липатова. Билетный агрегатор «Авиасейлс» также зафиксировал снижение среднего чека при покупке авиабилетов на 7%, сообщил его представитель.
В пресс-службе Минтранса отказались комментировать цены, сославшись на отсутствие у ведомства окончательных данных за август. РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», «Победы», «России», S7, «Уральских авиалиний», Utair и других крупных перевозчиков.
Как Росстат оценивает стоимость авиабилетов
Показатель «Полет в салоне экономического класса самолета в расчете на 1 тыс. км пути» используется специалистами Росстата для расчета индекса потребительских цен. Он рассчитывается на основе данных из 282 российских городов. По оценкам ведомства, две трети рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен Росстата, — это перелеты в Москву. В случае если нет рейсов в столицу, регистраторы фиксируют цены на прямые перелеты в крупные российские города на регулярных рейсах, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.
Специалисты Росстата наблюдают за динамикой стоимости билетов как через интернет, так и приезжая в билетные кассы в аэропортах вылета, чтобы ознакомиться с реальными ценами. Средняя цена на авиабилеты рассчитывается на основании алгоритма: в выборку попадают билеты минимум на три—пять рейсов, которые рассчитаны на вылет через 15 дней, десять дней и три дня, чтобы учесть ценовые изменения, связанные со сроком полета. При оценке стоимости перелета ведомство не учитывает распродажи билетов длительностью менее семи дней, а также билеты для специальных категорий граждан (пенсионеры, студенты, семейные перевозки и т.п.), сообщили РБК в пресс-службе крупнейшей частной российской авиакомпании S7. Все это приводит к расхождениям данных перевозчиков и ведомства, указали там.
В июне в Минтрансе сообщили о совместной работе с Минэкономразвития, Росстатом и ФАС над новой единой методологией оценки стоимости авиабилетов. По словам представителя Минтранса, сейчас она находится на рассмотрении в Росстате. «Единая методика нужна для того, чтобы не получалось, что Росстат видит повышение цен, ФАС указывает на недопустимость [их роста], а Минтранс отчитывается, что на самом деле цены не растут», — объясняет исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.